< Самые юные участники фестиваля Arctic Open рассказали, что происходит на съёмочной площадке>
В кино дети обычно берут с собой большую порцию попкорна, но на встречу с юными актёрами, участниками VI Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic Open они приготовили с собой вопросы
Фото пресс-службы Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic Open
Полтора часа искреннего общения и полной включённости в разговор говорят о том, насколько нужен и важен этот фестиваль именно подрастающему поколению.
В этом году фестиваль начался с детской программы, в которую вошли не только встреча-кинопоказ с киноанималистом Михаилом Родионовым, но и премьера четырёх семейных фильмов и новых серий мультсериала — продолжения знаменитого мультфильма «Умка». Все работы очень разные, как и пять ребят-актёров, приехавших представить их архангельскому зрителю.
Играем в кастинг!
Так как встреча называется «Кино как игра. Дети в российском кинематографе», то модераторы беседы, журналисты Юрий Ерофеев и Екатерина Тенетова, решили тоже немного поиграть. Начинающим кинозвёздам дали задание: представить, что они пришли на кастинг, и всего за одну минуту рассказать о себе.
Самым смелым, первым взявшим в руки микрофон, оказался Костя Костин, исполнивший роль Алика Соловьёва по прозвищу Алик Мелкий в комедии «Иван Семёнов: школьный переполох». Костин герой — один из самых смешных персонажей. Чего только стоит сцена, когда он скользит по полу со скоростью пролитого киселя и врезается головой в пирамиду из кастрюль.
– Меня зовут Костин Константин, — начинает рассказ про себя мальчик, — люди думают, как же это здорово! Пока не поймут, как трудно это написать.
Сразу чувствуется, перед нами опытный кавээнщик. Маленький, худенький, с чистым пронзительным голосом. Он запросто мог бы сыграть школьный звонок: только не на урок, а на перемену.
Костя рассказывает, что он из Перми. Двенадцатилетний актёр предлагает зрителям произнести вслух имя его города и показывает, как жёстко звучит оно в устах тех, кто далёк от его малой родины. Он достаёт очередную шутку, словно конфетку из кармана: «Пермь мягче, чем вы думаете».
Остаётся буквально несколько штрихов, завершающих образ. Мальчик учится в шестом классе в экономической школе и прошлый учебный год закончил на одни пятёрки. Даже, как он отметил, по русскому языку! Актёрская пауза. Смех и овации. Как же хорошо он чувствует публику. Но тут же Костик сам всё объясняет: с детства он участвует во всех мероприятиях, в которые его берут, и в школе ведёт всё, что только может.
О себе без хвастовства
Микрофон, как эстафетная палочка, переходит в руки исполнителю главной роли в фильме «У самого Белого моря» Никите Манец. Никита выделяется среди остальных детей-актёров, потому что он в этой компании самый старший. Ему шестнадцать. К тому же в его кинокопилке уже 26 ролей. Парнишка не хвастается, просто перечисляет факты. Он профессионально занимается лёгкой атлетикой в спортивной школе олимпийского резерва ЦСК. У него второй взрослый разряд, но он планирует заработать первый. Любит волейбол, баскетбол и компьютерные игры. Умеет кататься на лошади и профессионально управлять лодкой. Пожалуй, немногие люди, вспомнив свои шестнадцать, могут рассказать о подобных достижениях.
«Весёлая и озорная» — так охарактеризовала себя двенадцатилетняя Анастасия Абаджиди. Оказалось, у её папы греческие корни: отсюда такая необычная, красивая фамилия. Девочка приехала представлять фильм «Звёзды нам укажут путь», в котором сыграла лучшую подругу главной героини. Несмотря на юный возраст, за плечами у Насти большой опыт работы в детских театрах и кино. Она поёт, играет на фортепьяно и укулеле, сама сочиняет песни и мечтает выпустить свой альбом. С пяти лет занимается акробатикой. «Для некоторых киношных и театральных проектов это важно», — поясняет она.
Немного стесняясь, слово взяла Нарыйя Лаптева из Якутска. Девочка исполнила одну из главных ролей в фильме «Джулур: мас-рестлинг», когда ей было девять лет. Нарыйя рассказала, что играет в школьном театре, занимается рисованием, очень любит читать детективы и ужастики.
Наконец очередь взять в руки микрофон доходит до одиннадцатилетнего Тимофея Смирнова. Он пять лет занимается в Детском музыкальном театре юного актёра, а ещё играет в Российском академическом молодёжном театре. Если бы детям можно было официально устроиться на работу, то трудовая книжка Тима хранилась бы в отделе кадров студии «Союзмультфильм». Его голосом разговаривают лучший друг Умки Тайка, а ещё Миша из «Оранжевой коровы». Даже в «Маше и медведе» он озвучивает одного из персонажей, но кого именно — секрет. Как всё дети, он любит кататься на скейтборде, роликах и коньках.
Под громкие аплодисменты актёры представили своих мам, приехавших вместе с ними на фестиваль. Нарыйю в Архангельск привезла сестра, которая старше её на 18 лет. Выяснилось, что девочка — самая младшая из трёх дочерей в семье. Наступил трогательный момент, когда актёры один за другим начали признаваться в любви к своим мамам и близким, признавая, что без их поддержки этой встречи сейчас бы не было.
Реальный шторм и свадьба понарошку
Всегда интересно узнать, каково это — оказаться по ту сторону экрана. Какие самые трудные или, наоборот, смешные ситуации происходили во время работы над фильмом.
Никита Манец рассказал, как съёмочная группа отправилась снимать шторм. Вот только дождь и ветер должны были быть управляемыми постановочными спецэффектами. Но когда они приехали на площадку, шторм разыгрался самый настоящий. Даже гидрокостюмы не спасали актёров от холода и ледяного ветра. У этой истории, конечно же, счастливый финал: команда справилась, а шторм стал ещё одним героем в фильме «У самого Белого моря».
У Тимофея Смирнова тоже возникали сложные моменты в работе. Например, ему пришлось записывать одну песню целых два дня, чтобы найти правильное звучание. В тот день на студии пели все, даже мамы. Режиссёр мультфильма Татьяна Киселёва заверила, что дублей может быть много, но никакого раздражения при этом у взрослой команды не возникает. С голосом Тайки всё вообще оказалось не так просто.
– Мы должны были записывать другого талантливого мальчика, — рассказывает режиссёр, — но мы так долго рисуем наши мультики, что он успел вырасти и у него изменился голос. Пришлось снова проводить кастинг и ускоряться с нашими мультиками, чтобы мальчики не успевали бы вырасти из роли.
Костя Костин тоже поделился своей историей. По его словам, смена на площадке «Школьного переполоха» длилась до восьми часов вечера, если не считать переработки. Зато после 20.00 всё всегда снималось быстрее.
– У нас есть сцена, где я, замотанный в полиэтиленовые пакеты, качусь по киселю, разбивая кастрюли головой, — Костя рассказывает так, что не возникает сомнения: если бы ему предложили повторить этот трюк, он бы снова согласился на эту авантюру. — Погода в Перми в тот день была 33 градуса жары. Мы снимали в помещении, на мне было несколько слоёв поролона! Думаю, больше объяснять ничего не нужно. Вы не представляете, сколько раз приходилось обновлять этот костюм. Идём на обед — снимаем этот, потом наматываем новый. Это было трудно и интересно.
Настя Абаджиди рассказала, как в одном из фильмов ей нужно было поцеловать в щёчку мальчика в благодарность за спасение, а она ужасно стеснялась. После нескольких дублей режиссёр решил, что героев должны окружить другие ребята. Дети тут же начали их между собой женить: «Тили-тили-тесто, жених и невеста!» Делали им сердечки из ладошек и выразительно смотрели на «влюблённых». Это не облегчило задачу и без того смущающейся Насте. В итоге они с мальчиком пожали друг другу руки.
Нарыйя поделилась, как тяжело было снимать сцену, в которой её забирают органы соцопеки. Шёл сильный дождь. Актёры стояли, закутавшись в одеяла, чтобы согреться. Режиссёр попросил её заплакать в кадре. В этот момент ей написала мама, что не сможет забрать её, и девочке придётся одной ехать домой из деревни в город. Нарыйя призналась, что от этого сообщения она и заплакала. Запомнилась ещё одна сложная сцена, в которой её героиню травят другие девчонки. По словам начинающей актрисы, трудно изображать ненависть к тем, с кем в реальной жизни успел подружиться.
Три совета для родителей
Ведущие задали вопрос родителям актёров, как воспитать артистическую личность. У каждого из них на этот счёт оказалось своё мнение.
Мария, мама Кости, поняла, что у ребёнка талант, когда в первом классе его учительница попросила отпустить Костика в команду КВН. В тот момент родители осознали, что сын рождён, чтобы шутить для большого количества людей.
– Когда он в первый раз вышел на сцену школьной лиги КВН Пермского края, по его лицу было видно, что человек поймал кайф и его до сих пор не отпускает, — говорит мама Кости.
Дома родители никогда не устраивали показательных чтений стихов на табуретке перед гостями, но с раннего детства очень много ему читали. Любимые книги парнишка знал наизусть. После того как Костя с мамой по очереди, главу за главой, прочитали произведение «Улица младшего сына», он начал сам находить себе интересные книги и читать самостоятельно.
Яна, мама Насти Абаджиди, поделилась своей традицией: на каждый Новый год с семьями друзей она ставит спектакль, в котором играют и взрослые, и дети. В репертуаре их театра — постановки «Мэри Поппинс», «Чиполлино», «Буратино», «Здравствуйте, я ваша тётя!».
– Дети уже выросли, а традиция так и осталась, — отмечает Яна. — На личном примере мы показываем, как здорово быть на сцене и как много это приносит позитивных эмоций.
Мама Никиты Ольга поделилась своим принципом воспитания. Никита — самый старший из трёх её сыновей. Она всегда старалась дать ему возможность попробовать себя и в футболе, в карате, и в рисовании. Когда мальчик учился в первом классе, она случайно увидела информацию о кастинге в кино. На мамино предложение поучаствовать он тут же ответил: «Хочу!».
– Нужно давать ребёнку как можно больше возможностей в жизни, а дальше он уже сам выберет то, что ему нравится, — считает Ольга.
На провокационный вопрос Юрия Ерофеева, как ребята отнесутся к тому, если их перестанут приглашать сниматься в кино, они ответили, что пока не думали об этом. Но даже если это произойдёт, то проанализируют, какие личные и профессиональные качества им необходимо в себе развивать.
– Если нужно учиться для роли делать сальто — значит, буду учиться, — размышляет Никита.
В конце встречи гости фестиваля выбрали самые интересные вопросы, которые им задавал зал. Казалось, что полтора часа не вместили всего того, что ещё хотелось спросить. Сразу после общей фотографии на память дети-зрители окружили начинающих звёзд, чтобы уже без посредников ещё немного пообщаться.
«Переговорить Костю невозможно»
Можно только направить его в нужное русло. Поверим его маме на слово
После общей встречи «Кино как игра. Дети в российском кинематографе» актёр Костя Костин продолжает оставаться в центре всеобщего внимания. Пока он увлечённо общается с ребятами, мама Мария терпеливо ждёт сына. На нашу просьбу дать маленькое интервью Костя широко улыбается. Как оказалось, он обожает поговорить.
– Костя, это был первый твой фильм и сразу яркая роль. Чему новому ты научился?
– Теперь, кода я смотрю каждый новый фильм, я больше задумываюсь не о сюжете, а представляю, как всё снимали, как бегает оператор вместе с камерой.
– Не боишься ли ты стать заложником одного образа Алика Соловьёва, так полюбившегося зрителю?
– В 2023 году Иван, главный герой, вернётся, и в продолжении я тоже сыграю Алика Соловьёва. Знаете, даже если я стану заложником роли Алика Соловьёва, она мне слишком нравится, чтобы этого бояться.
– Дай совет, как развить чувство юмора? У тебя оно природное, но некоторым людям приходится над этим работать.
– У меня был опыт стендапа, опыт КВН, в котором я до сих пор играю в юниор-лиге Пермского края. Мне кажется, это мне и помогло, я понял, над чем можно шутить.
– А над чем шутить никогда нельзя?
– В КВН действует правило: нельзя шутить над особенностями людей и шутки не должны быть «ниже пояса».
– Мария, у вашего сына очень насыщенное расписание: кружки, занятия, КВН, съёмки в кино. Как вы выстраиваете расписание, что у вас в приоритете?
– Роли он учит на площадке. Он очень быстро запоминает тексты, слушает, что и как ему нужно сказать, и быстро схватывает. Сейчас каникулы, и мы прилетели сюда. Но даже если бы не каникулы, прилететь на фестиваль всё равно важнее, чем учиться несколько дней в школе. Это шестой класс, ещё будут впереди ОГЭ и ЕГЭ, и пока нужно успевать делать, то что ему интересно.
Я не помогаю ему с домашним заданием, с уроками он справляется сам. Я проверяю электронный дневник, и оценки меня устраивают. Обычно это «пять» и редко-редко «четыре». Правда, недавно в один день он получил сразу «два» и «три» и ещё перелом пальца на ноге. Папа сказал: «Ну наконец‑то у него пацанские оценки!»
– Бывает, что оценки отличные, но вот поведение…
– На уроках он разговаривает всегда. Он ведёт урок вместе с учителем или вместо учителя…
– С моим классным руководителем, учителем русского языка и литературы, у меня очень хорошие отношения, — дополняет маму Костя, — и на переменах мы с ней часто болтаем. Правда, на уроке я поворачиваюсь что‑то сказать соседу, а когда разворачиваюсь обратно, у меня уже кулак перед носом. Весь класс смеётся.
– Рот на замок закрыть не получается?
– Наоборот, ему нужно дать выговориться и увести его в нужное русло. Если разговор по теме урока, то он может рассказать вместо учителя, если нет, то его просят посидеть послушать. С ним просто договариваются, потому что переговорить его невозможно.
У нас есть история. Когда он был маленький, нам хотелось его закалить, научить плавать, мышцы укрепить. Записали в бассейн. Ходили, ходили… Открытый урок: все дети плывут, а мой стоит. Чуть-чуть погребёт, встанет. Я тренеру говорю: «Мы больше не будем ходить в бассейн — это бессмысленно». Тренер: «С кем же я буду разговаривать? Он же такой великолепный собеседник!» Пока все дети плавали, Костя с тренером обсуждал политику, спорт, литературу и искусство.
– Костя, в будущем кем хочешь стать? Может, шоуменом, как Иван Ургант, или кем‑то ещё?
– Я хочу быть президентом. При этом мне очень хотелось бы вести шоу, потому что Урганта я люблю смотреть. Хочется продолжить сниматься в кино и в сериалах.
– Какое бы было твоё первое распоряжение или указ, если бы стал президентом?
– Знаете, я бы очень хотел улучшить Пермь, потому что это очень серый город. Хотелось бы построить больше парков, благоустроить дворы. Напротив дома, в котором я раньше жил, стоит больница — памятник архитектуры. Её и не сносят, и не ремонтируют. Это уже просто развалины, поэтому я бы начал с Перми, это моя малая родина.
Татьяна ЕВГРАФОВА
Источник: https://pravdasevera.ru/2022/11/13/636e3f17c17bfa92ff2d59a2.html