13.09

< На плечах мощного кино>

10-го сентября закончился приём заявок на участие в VII Международном кинофестивале ARCTIC OPEN. О том какие фильмы зритель увидит во время фестиваля, а также о его особенностях говорим с Анжеликой Долининой, программным директором МКФ «ARCTIC OPEN».

Анжелика Долинина, программный директор МКФ «ARCTIC OPEN

Но начался наш разговор с главного — со зрителя.   Почему он  идёт смотреть  непростое кино, которое чаще всего не для отдыха, а для размышления и  требует напряжения мысли и чувств.

— Для поиска ответов на внутренние вопросы, которые возникают у каждого из нас. Сложное кино дает возможность если не ответить, то хотя бы «примерить на себя» опыт героев фильма и отрефлексировать те или иные личные проблемы, — говорит Анжелика Долинина. Впрочем, и авторам фильма, особенно режиссёру, очень важно увидеть, как его фильм будет воспринят аудиторией. Иногда трудно предсказать какая будет реакция, т.к. зритель становится равноправным партнёром просмотра, у каждого  возникает личная история, которую он сопереживает, глядя на экран. Или не возникает, тогда  фильм не получит того отклика, на который рассчитывал режиссёр, даже, если картина мастерски снята.

— После показа фестивального  фильма  обычно идёт его обсуждение. Насколько охотно  зрители участвуют в этом  обсуждении? Ведь не так просто публично высказать своё мнение…

— Наши зрители это делают охотно и всегда с большим уважением к авторам. Но многое зависит и от модератора. К слову, на нашем фестивале выстраивают диалог между создателями фильма и зрителем не только известные режиссеры, кинокритики, киносценаристы, но и филологи, журналисты, историки и т.д.. Их задача – не только создать доверительную атмосферу для обсуждения картины, но и дать людям просто выговориться.  Часто бывает, что обсуждая увиденное, человек пусть опосредовано, но говорит о своей боли или проблеме. Возможно, он не решится о ней сказать напрямую. Даже те, кто молчат, но остаются в зале до конца обсуждения, на мой взгляд, получают не меньший эффект «публичного разговора о важном». Обсуждения в зале после показов – самая важная часть фестиваля и, если хотите, его «соборная» миссия.

— То есть, это ещё и некая психотерапия…

— Можно и так сказать. Человеку важно быть услышанным. Вспоминается одна бабушка. Я постоянно видела её на наших показах. После окончания фильма она оставалась в зале, хотя молчала. А однажды заговорила очень эмоционально, я поднесла ей микрофон, но она отказалась говорить в него. Потом подошла ко мне, очень благодарила. Оказывается, что в семье она заботится о внуках, делает разную работу по дому, но с ней там не привыкли обсуждать какие-то важные темы. И сеансы фестивального кино для неё возможность восполнить эту потребность. И ей захотелось высказать своё мнение, при этом её не волновало сколько людей услышат то, что она говорит.  И таких примеров множество. Когда есть такой отклик, чувствуешь себя совершенно счастливым.

—  Много ли бывает молодёжи на фестивальных фильмах? И зачем она приходит?

— Много. А приходит, чтобы тоже   разобраться в собственным чувствах, а также проблемах, а у молодых они свои, особенные. Что называется, примерить чужой опыт на себя. К тому же, есть возможность после сеанса пообщаться с кем-то из создателей фильма — режиссёром, актёрами. Это им интересно. С каждым годом растет число желающих войти в команду фестиваля, почувствовать себя причастными к значительному событию, каким является международный кинофорум.

Команда кинофестиваля

— Если говорить о фестивальном кино, можно ли как-то проследить, как меняются темы, которые  отражаются в  фильмах?

Что такое художник? Это человек чувствующий изменения и, зеркально отображающий события, происходящую в мире.  И не обязательно в пандемию он будет снимать фильм о пандемии. Но он почувствует запрос на тему, которая в это время больше всего волнует общество.

— И, что больше всего волновало общество, например,  в пандемию и после неё?

— Семья.  Семейные ценности. Люди довольно долго находились в изоляции  и  общались в основном с семьей.  Прошло время и  потребовалось осмыслить этот опыт. И  в прошлом году на конкурс мы получили множество фильмов именно с этой тематикой — семья и семейные ценности.

— В этом году через какую призму осмысляют кинохудожники то, что происходит в мире?

— В этом году в заявках доминирует тематика диалога отцов и детей, сложных семейных историй. Видимо, накопились претензии, которые мы друг другу предъявляем, но не высказываем. Родители упрекают детей  в том, что отгородились от них наушниками и гаджетом в своём мире, а  дети обвиняют родителей, что они им чего-то недодали, не так воспитали или не воспитывали вообще.  А ещё близкие люди  расходятся из-за того, что у них не совпадают взгляды  на какие-то знаковые события. Например, бабушка — убеждённая сталинистка, а внук этих убежде6ний не приемлет. Как здесь быть?

— То есть, можно ли любить бабушку-сталинистку?

— Да, может ли быть любовь и привязанность сильнее разногласий, связанных с историческими или современными глобальными  событиями.

— Действительно, это не всегда бывает просто.  Известны истории, когда из-за идеологических разногласий распадались семье. Это  происходило в разные времена. Но, проговаривая эти проблемы в художественных произведениях, в том числе в фильм, на ваш взгляд,  можно ли их  преодолеть?

—  Как у профессиональных психологов нет четких указаний как решить ту или иную проблему пациента, главная задача — дать высказаться, так и у кинематографистов нет четких ответов на поставленные в фильме вопросы, важно запустить их осмысление. А выводы каждый сделает самостоятельно. То есть, важно начать разговор о наболевшем – это уже шаг к исцелению. Во всяком случае, хочется в это верить. Любопытно вот что — тенденция доминирования тематики «Отцов и детей» в этом году касается фильмов не только российских режиссеров, она прослеживается и в картинах, пришедших в конкурс от кинематографистов из разных стран мира.

— А из каких стран в этом году пришли заявки на участие в  фестивале?

—  Заявки пришли из 80 стран. Лидируют Россия, Иран, Индия, США, Турция, Италия, Бразилия, Франция, Аргентина, Китай, Испания. Есть фильмы из Европейских стран, в том числе и от северных и южных соседей. В общем, из всех точек мира.

Видимо, это происходит потому, что фестиваль ARCTIC OPEN стал уже брендом, к нему есть доверие и у зрителей, и у  создателей фильмов. Но, как мне кажется, ваш фестиваль, прежде всего, известен тем, что на нём представлены фильмы высокого качества. И, возможно, именно это привлекает  участников.

— Конечно, каждому хочется победить в конкурсе, но важно также понимать в каком ряду  представлена твоя работа. Насколько сильны соперники. И на нашем фестивале уровень работ, участвующих в конкурсе, действительно, очень высокий.

— Насколько он высокий в этом году?

— Очень высокий! При том, если в прежние годы треть заявленных работ была «студенческого уровня», значит, и отсеять их было легче, то сейчас мы увидели мощный уровень у большинства фильмов. Также приходят заявки от российских и иностранных агентств, например, поступили фильмы-участники Каннского кинофестиваля.

— Они будут участвовать в конкурсной программе  фестиваля  ARCTIC OPEN?

— Непременно! Но тоже не все. Это самый сложный аспект работы отборщика —  что из 270 фильмов, попавших в Лонг-лист при отборе войдет в 60 картин конкурсной программы? Процесс выбора лучшего из лучшего очень болезненный и сложный. Он похож на монтаж фильма, с особой (свойственной именно этому году) темой, фабулой и драматургией!

— А сколько всего поступила заявок для участия в фестивале?

— В этом году к нам поступила 1228 заявок из 184 стран мира!

— В прошлом году вы впервые провели детский  фестиваль во время осенних каникул. В этом году он повторится?

— Это был своеобразный эксперимент, и он оказался удачным. Во-первых, фильмы для детей и юношества всегда терялись с общей программе ARCTIC OPEN, а тут мы посвятили все внимание зрителей и прессы нашим юным актерам и кинематографистам, снимающих кино для детской аудитории. Во-вторых, во время ARCTIC OPEN-ДЕТЯМ  на показы пришли семьями,  дети кино смотрели вместе с родителями, потом вместе его обсуждали на встречах с режиссёрами и актёрами. Это и есть кинопедагогика в чистом виде! Но таким образом, у нас теперь получается два фестиваля — в ноябре — детский, а в декабре — взрослый. Это большая нагрузка для нас, организаторов, но она того стоит.

— Чего ждать от  нынешнего детского фестиваля?

— В этом году у него будет более разнообразная программа. Если на прошлом фестивале мы показали четыре полнометражных фильма, и все они были российского производства, то на этот раз мы покажем также короткометражные и документальные фильмы, в том числе зарубежные.  Порадуем  юных зрителей   ретроспективным показом мульт — мюзиклов к  90-летию режиссёра Инессы Ковалевской. Именно она сняла первый советский  мульт-мьюзикл «Бременские музыканты», а также  столь известные  мультфильмы  — «Как львёнок и черепаха пели песенку»,  «Катерок», «В порту», «Чучело-Мяучело», «Сказка о Попе и работнике его Балде». Всего Ковалевская сняла порядка 30 мультфильмов.  Но   об этом режиссёре мало, что знаем.  Хотим исправить эту несправедливость.

— Какую несправедливость хотелось бы ещё исправить?

—  Многие зрители и даже журналисты  думают, что мы провели фестиваль  за четыре дня —  и всё. Но это не так. Фестиваль —  большой цикл на 10 месяцев, в который входит  множество мероприятий и событий. Например, с января начинаем  киномарафон, который пройдёт  по всей стране,  в марте-апреле — фестивальные кинопоказы и творческие встречи в Санкт-Петербурге и Республике Коми.

В этом году в парке «Голубино» мы с «Союзмультфильмом» провели  мультсмену, где учили  педагогов создавать мультфильмы. Дело в том, что до этого у нас состоялась мульт-лаборатория  для детей. Они вернулись в свои школы готовые создавать мультики, а учителя-то не знают, как это делается! И мы это исправили на мультсмене для взрослых.  А в будущем году пройдёт Школа киноделагога, будем обучать снимать игровое кино, завершится все той же  киносменой, но уже  в Кенозерском парке.

У фестиваля будет большая и представительная деловая программа   Она называется «Арктика -2062». Речь пойдёт о том, как мы здесь и сейчас формируем своё будущее. Поговорим о сильных сторонах провинции и северных территорий. Партнёром программы выступают участники проекта «Россия -2062».

— Нынешний фестиваль носит название  «Кинопрот». Такое название к чему обязывает?

— Название мы придумали ещё в феврале, при написании проекта заявки на Грант.  И трудно было  предсказать, как станут развиваться события, какие темы будут преобладать в фильмах.  Исходим из того, что  «Кинопорт» — название для жителей  Архангельска близкое и понятное.  Я — дочь моряка, для меня причал — это встречи и расставания.  Море —  стихия,  острова — иное пространство. Что такое Северный морской путь знаю не понаслышке -мне посчастливилось побывать в 6-ти арктических экспедициях от Шпицбергена до Чукотки. Да, и порт созвучно порталу, он может связать прошлое с настоящим, настоящее с будущим.  Все наши смыслы в этом названии раскрываются идеально.

— Можете определить — на чём, прежде всего, держится фестиваль ARCTIC OPEN?

— На людях СЕВЕРА! На нашем удивительном зрителе, который уже стал брендом фестиваля.  Безусловно, многое зависит от профессионализма  и слаженной работы нашей команды.   А она у нас именно такая. Также важна поддержка наших партнёров, и она  у нас надёжные. Напомню, что фестиваль проходит при  поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и областного Министерства культуры. Наш постоянный партнер и соорганизатор -Северный (Арктический)федеральный университет. И это только вершина айсберга ARCTIC OPEN.

Но всё же фестиваль держится на плечах мощного авторского кино, которое и смогут увидеть  со 2 -го по 5-е ноября и с 7-го по 10 декабря наши зрители.

Источник: Правда Севера

Беседовала Светлана Лойченко, фото Артем Келарев

Поделиться:

Партнеры

Официальная площадка